Интернет-банкинг в России


Предоставление банковских услуг с помощью Интернета, или, проще говоря, интернет-банкинг является одним из самых динамично развивающихся направлений. Сегодня интернет-банк используется многими из нас постоянно, причем простое управление счетами – далеко не единственная его возможность, которую мы применяем.

Торговля на рынке ценных бумаг, удаленное страхование, брокерское обслуживание – все это и есть современный Интернет-банкинг. В настоящее время использование подобных финансовых услуг, носящих дистанционный характер, позволяет осуществлять оперативный доступ клиентов банковского учреждения к необходимой информации, предоставляемой самим банком в режим онлайн.

История интернет-банкинга в России

Развитие отрасли интернет-банков в России стало возможным далеко не сразу после открытия этой финансовой услуги. Первопроходцем на отечественном рынке Интернет-банкинга стал «Автобанк», который для всех своих клиентов предложил услугу «Домашнего банка». Запуск интегрированной и автоматизированной системы, которая бы давала клиенту информацию об открытом счете и позволяла проводить ряд финансовых операций, был произведен «Автобанком» в мае 1998 году. Стоит предположить, что «Домашний банк» разительно отличался от современных сервисов, предоставляемых банковскими учреждениями.

Развитию интернет-банкинга и услуг «Автобанка» помешал дефолт. Но со временем интерес к услугам подобного рода снова начал расти. К середине двухтысячных годов Интернет в России стал не роскошью, а важной частью повседневной жизни, и именно с того момента многие отечественные финансовые учреждения поняли: именно Интернет-банкинг позволит сделать обслуживание простым для банка и его клиента. Первый мог позволить себе более высокую скорость обслуживания без затрат на сеть банкоматов и офисов. Второй экономил время, проводя операции с банковским счетом с ноутбука, домашнего компьютера или – позже – мобильного телефона.

В настоящее время список банков, которые готовы предоставлять услуги интернет-банкинга в России, возрастает. Сегодня любой банк позволяет проводить все основные банковские операции, за исключением подписания договоров о кредитовании, дома.

Последний этап в истории интернет-банков – появление кредитных организаций, которые позволяют проводить все операции только через Сеть. Пока в этом направлении работают не все банки. ТКС Банк – пока единственный такой игрок на российском рынке. Большая часть его операций осуществляется только дистанционно, через его интернет-сервис.

Услуги интернет-банков в России

Многие специалисты называют отечественный Интернет-банкинг новой формой старых услуг. Это определение довольно точно: Интернет не сделал никаких новых услуг, он лишь ускорил проведение старых операций, позволив проводить их быстрее. Сейчас количество операций, которые можно проводить через Интернет, постепенно растет. Возможно, скоро будет можно и взять кредит в Интернете. Пока же можно лишь оставить на него заявку.

Все банковские услуги можно поделить на два типа – информационные и платежно-расчетные. Информационные услуги позволяют получить все необходимые данные как по собственному счету, так и по кредитным или иным продуктам, которые предлагают банки. Передача заявления в банк на выдачу или переоформление пластиковой карты, заявка на кредит, открытие дополнительной карты – все это и есть информационные услуги российского Интернет-банкинга. Спектр платежно-расчетных услуг несколько шире. Используя сервис онлайн-банка, вы можете совершать внутрибанковские денежные переводы в рублях и валюте, погашать кредиты, оплачивать услуги связи, коммунальные и иные услуги, совершать покупки в интернет-магазинах и делать ещё массу всего такого, для чего раньше вам приходилось отправляться в банк.

Какой банк лучше, надежнее и качественнее предоставляет эти услуги?

Несмотря на то, что многие банковские учреждения сегодня предлагают воспользоваться услугами онлайн-банка, высококачественной работой сервиса может похвастать далеко не каждый. К наиболее популярным, скорее всего, стоит отнести Интернет-банк Альфа-Банка», сервис «Альфа-Клик», а также сервис Сбербанка России – «Сбербанк Онлайн», онлайн-сервис банка «Тинькофф Кредитные Системы».

Пожалуй, три названных организации лучше других предоставляют эти услуги. Сервис «Альфы» известен своей простотой, Сбербанк стремится его перегнать, с каждой неделей совершенствуя свой сервис и увеличивая уровень защиты клиентов (для Сбербанка защищенность – основа всей работы). ТКС Банк стоит в сторонке – он не стремится стать крупнейшим депозитным учреждением, и старается просто максимально качественно обслуживать своих заемщиков и вкладчиков.

В настоящее время услуга интернет-банкинга в России является достаточно перспективной. Современные финансовые учреждения понимают, что такие сервисы несут в себе массу преимуществ – больше клиентов, ускоренное обслуживание и, как следствие, рост доходов с комиссий и операций, а потому делают все, чтобы через интернет-банк предоставлялось как можно больше услуг.

Роман Носик, специально для Банки Москвы

19 марта 2012



Похожие статьи :