Гарантии безопасности при переводе денег


КВ Соловьев

Сегодня нет проблемы в том, чтобы в любое время оплатить товар или услугу или просто перевести деньги. Вариантов так много, что у каждого из нас может быть по несколько пластиковых карт, электронных кошельков и учетных записей на разных сайтах. Как не погрязнуть в логинах, паролях и приложениях мы поговорили с заместителем председателя правления платежной системы «Лидер» Константином Соловьевым.

Банки Москвы: На сегодняшний день большинство продавцов товаров/услуг, социальные сервисы стремятся создать собственную платежную систему. Перспективны ли такие проекты?

Константин Соловьев: На мой взгляд, стремление создать собственную платежную систему настолько же модно, насколько бесполезно. Каждая компания должна, прежде всего, заниматься профильной деятельностью. Например, когда платежные системы интегрируют свои сервисы с соцсетями, такие разработки оказываются намного лучше и надежнее, чем платежные сервисы самих соцсетей.

Более того, у классических, профессиональных платежных систем есть большой опыт в обеспечении безопасности финансовых операций и борьбы с мошенничеством. У непрофильных компаний такого опыта нет. Мы, например, на днях обнаружили сайт мошенников, выманивающих у людей деньги под видом продажи авиабилетов. И выявлением таких злоумышленников, изучением их методов мы занимаемся постоянно. Наша компания специализируется на нескольких типах проведения платежей: через устройства самообслуживания, кассы банков-партнеров, мобильные приложения и интернет-площадки. Для каждого из этих типов у нас разработаны собственные системы безопасности.

Мы вводим новые системы шифрования и защиты данных каждый год. Многие решения в данной сфере, разработанные нашей компанией, являются уникальными, и все наши системы хранения и обработки данных соответствуют международным стандартам безопасности.

Кроме платежных систем, есть еще банки, предоставляющие порой схожие услуги. Как потребителю разобраться в таких возможностях? Как найти баланс в их использовании?

Для управления личными финансами достаточно крупных платежных систем – а их в России единицы, интернет-банков и филиальных сетей надежных банков. К примеру, наша платежная система работает только с проверенными банками – в их отделениях можно отправлять и получать денежные переводы и оплачивать различные услуги.

Второй совет – всегда выбирайте те компании, в которых гарантии безопасности кажутся вам самыми надежными. Подключите все возможные опции для защиты своих банковских карт, которые они предлагают: 3-D Secure, SMS-оповещение и так далее. Многим потребителям не нравится выполнять несколько операций подряд, но, если представить, что вы можете лишиться всех денег, то такие меры уже не покажутся чрезмерными.

Какие опции являются сейчас самыми передовыми, а какие функции перешли в разряд классики, которой уже не удивить?

Нужно понимать, о какой категории пользователей мы говорим. Есть люди, для которых покупка акций Boeing через смартфон – это привычная операция, а есть те, кому еще в новинку платить за мобильный телефон через мобильный телефон.

Оплата счетов онлайн, денежный перевод прямо на банковскую карту, все балансы в одном приложении – для пользователей, которым привычны гаджеты, такие услуги уже классика.

Чем можно было бы удивить продвинутого пользователя? Например, денежным переводом по номеру телефона из телефонной книги. Или оплатой общественного транспорта, бензина, товаров в магазине через смартфон – с помощью приложения или SMS.

Я насчитала на Вашем сайте как минимум 5 вариантов перевода денег, а еще есть платежи за коммунальные и прочие услуги. Какие опции, по Вашим данным, наиболее востребованы? Какое направление будет продолжать активное развитие?

Если рассмотреть объединенную статистику по всем каналам платежной системы «Лидер», то очень просто понять, какие услуги востребованы нашими клиентами. Традиционно хорошо развивается бизнес по отправке и получению денежных переводов. С января по июнь денежные переводы, отправленные из России с помощью платежной системы «Лидер», выросли более чем на 20%, а из стран дальнего зарубежья – на 40%. Наиболее популярные платежи – в пользу банков (пополнение счетов, например), операторов мобильной связи, микрофинансовых организаций, поставщиков жилищно-коммунальных услуг, интернет-провайдеров и туроператоров.

Самыми быстрыми темпами за последние месяцы рос бизнес по оплате проезда на городском транспорте, услуг образования, зарубежных операторов мобильной связи.

Как сейчас дешевле и безопаснее всего переводить средства за рубеж?

Самый безопасный способ – воспользоваться услугами платежной системы. Ведь при отправке денежных средств платежная система берет на себя все риски. Самый безопасный и дешевый способ – это воспользоваться услугами российской платежной системы. Не нужно забывать, что «дочки» иностранных компаний, работая как российские юрлица, все же устанавливают тарифы в соответствии со своими международными правилами.

В нашей стране самые высокие оценки надежности платежной системы – статусы национально и социально значимой платежной системы. Оба эти статуса присвоены «Лидеру» Банком России.

Какие способы идентификации клиентов использует «Лидер»? Какие разработки Вы ведете в этом направлении?

По российскому законодательству способы идентификации для всех платежных систем едины – это упрощенная и полная идентификация.

Недавно мы ввели процедуру упрощенной идентификации с использованием СНИЛС и ИНН для пользователей нашего мобильного приложения Leader Digital.

«Лидер» является международной платежной системой, поэтому в каждой стране мы учитываем особенности идентификационных моделей. Все активнее распространяется биометрическая идентификация. Мы разработали и используем в ряде стран специальные устройства, в которых предусмотрен биометрический сканер отпечатка пальца, проверка подписи клиента, сканер паспорта.

Как Вы оцениваете уровень конкуренции на российском рынке платежных систем?

Мы не видим комплексной конкуренции. На российском рынке каждый игрок особенно силен в чем-то одном. Все распределились по нишам, и каждый просто занимается развитием своего направления.

По каким критериям потенциальным пользователям платежных сервисов лучше выбирать площадку?

Проверьте лицензию компании, убедитесь, что она есть в реестре на сайте ЦБ. Также посмотрите, как оценивает ее деятельность регулятор – Банк России. «Лидер», например, помимо получения двух статусов, о которых я упоминал, еще прошел проверку соответствия международным стандартам «Принципы для инфраструктур финансового рынка». Банк России признал, что наш уровень «достаточно высокий».

«Лидер» сообщил о получении поддержки своей инициативы по повышению доступности финансовых услуг людям с ограниченными возможностями через терминал самообслуживания. На Ваш взгляд, подобные устройства в будущем станут инструментом для определенной категории граждан, или они по-прежнему остаются перспективным направлением в расчете на массового пользователя?

Наши устройства могут менять конфигурацию, подстраиваясь под пользователя в инвалидном кресле: при нажатии одной кнопки происходит поднятие монитора и выдвигается клавиатура. В ряде стран, где мы работаем, они уже получили распространение. Это обязательно произойдет и в России. Ведь улучшение доступа к финансовым услугам для людей с ограниченными возможностями – это вопрос международного уровня.

В связи с развитием новых способов проведения платежей и способов идентификации личности началась заочная дискуссия экспертов рынка о судьбе «пластика». А каково, на Ваш взгляд, будущее независимых платежных систем, предоставляющих дистанционные сервисы?

Такая же дискуссия раньше велась о будущем наличных. Карт, как когда-то наличных денег, станет меньше, но они не исчезнут. Карта – это физический носитель информации, и пока карта с вами, эту информацию украсть невозможно. А любое электронное устройство, имеющее выход в сеть, подвержено риску хакерского взлома.

Будущее финансовых технологий – в агрегации сервисов. Сейчас клиенту нужен один инструмент, чтобы он мог совершать  все финансовые операции, следить за движением своих денежных средств на балансах провайдеров, получать уведомления по выставленным счетам, а также пользоваться сопутствующими услугами. Все эти сервисы проще объединить в гаджетах. Соответственно, финансовые услуги будут развиваться в этом направлении.

21 июля 2016



Похожие статьи :