Ждать ли выгодных автокредитов?


В 2013 году практически половина автомобилей, проданных в России, была куплена в кредит. В 2012 году этот показатель составлял 30%, в текущем году отмечается увеличение роста автокредитования на 53%.

Сегодня в статье мы рассмотрим: прогнозы по рынку автокредитов на 2014 год; показатели просроченной задолженности по автозаймам; значение программы государственного субсидирования автокредитования для российского рынка; роль банков-лидеров в развитии автокредитования; условия по автокредитам в 2014 году.

По прогнозам аналитиков в 2014 году автокредитование продолжит наращивать объемы. На первое октября 2013 года, по данным Бюро кредитных историй, было выдано автокредитов на 1,3 трлн. рублей из общего объема продаж на сумму 9,4 трлн.

Отмечается и увеличение средней суммы кредита, которая выросла на 4%. На конец третьего квартала 2013 года средняя сумма кредита на автомобиль составила 503 788 рублей. Во многом эта тенденция связана с действием программы государственного субсидирования автокредитования. В течение 2014 года средняя сумма кредита может достигнуть 550 000-600 000 рублей.

Динамика роста продаж автомобилей

Главным стимулом роста автокредитования в 2014 году станет программа государственного субсидирования, которая позволяет получить выгодный автокредит. Данная программа призвана оживить российский автомобильный рынок, что положительно скажется и на других отраслях экономики страны.

Наибольшим спросом пользуются бюджетные авто. Государственная программа распространяется на автомобили стоимостью до 750 000 рублей, собранные в России. Рынок продажи автомобилей премиум класса тоже растет и за первые шесть месяцев 2013 года рост составил 6,6%.

Однако по итогам трех кварталов 2013 года общий объем продаж автомобилей в России сократился на 6,8% до 1,92 млн.штук. По прогнозам в 2013 году будет продано 2,6 млн. транспортных средств.

Продажи новых легковых и коммерческих авто в России в январе-ноябре 2013 года снизились на 7% по отношению к аналогичному периоду 2012 года. В октябре 2013 года продажи упали сразу на 8%. В 2014 году не ожидается сильного ухудшения ситуации, главным образом, благодаря льготному автокредитованию, но и улучшения, скорее всего, тоже не будет.

Ситуация с просроченной задолженностью

Доля автокредитов с просроченной задолженностью свыше 90 дней к концу третьего квартала 2013 года выросла на 0,1%, и в октябре составила 3,6%. Коэффициент потенциально невозвратной задолженности за два квартала 2013 года составил 3,5%, что отражает тенденцию к уменьшению начиная с 2010 года, когда коэффициент был на уровне 5,7%.

В то же время, объем безнадежных долгов, переданных коллекторам, на 1 октября 2013 года – 24 млрд. рублей, что превышает показатели 2012 года на 20%. К концу 2013 года объем просроченной задолженности будет на уровне 40 млрд. рублей.

Ускорение роста просрочки связано с повышением уровня закредитованности населения. Просроченные платежи накапливаются и формируют огромный долговой портфель. При этом средний уровень задолженности снижается, и на 1 октября 2013 года он равен 179 тыс. рублей, что на 90 000 рублей меньше аналогичного периода 2012 года.

Темпы роста просрочки не вызывают беспокойства регулятора – это залоговые кредиты, и банк всегда может реализовать имущество. Однако если таких кредитов будет много, то банкам предстоят хлопоты с непрофильными активами, а это им невыгодно.

Вероятно, что в 2014 году объем просроченной задолженности продолжит увеличиваться, и тогда возникнет высокое давление на капитал банков. Поэтому на данный момент ситуация не критическая, но перспектива пугает. Если не будет положительных тенденций в развитии экономики и уровень безработицы продолжит расти, то кредитные портфели банков пострадают.

Темпы роста выдачи кредитов

Темпы роста выдачи кредитов на транспортные средства достигли уровня 17,7%, что значительно ниже роста всего розничного кредитования (28,43%). Однако доля автокредитов с задолженностью с начала 2013 года уменьшилась на 1% и составила 14%. Поэтому качество кредитного портфеля автокредитов можно считать высоким. При сохранении текущих темпов развития рынка к концу 2014 года в кредит будет куплено более половины автомобилей.

Аналитики считают, что если бы не новый запуск программы государственного субсидирования, то на рынке автокредитования наблюдалось бы резкое замедление выдачи кредитов. Сейчас ситуация конкурентная, благодаря тому, что госпрограмма вернула на него мелких игроков. Льготная программа снизила уровень замедления автокредитования с возможных 10% до 5%.

Программа субсидирования автокредитования

Новая льготная программа запущена в июле 2013 года и продлится до апреля, а возможно и до июля 2014 года. Сроки зависят от темпов выдачи кредитов. На данный момент на реализацию программы выделено 12,7 млрд.рублей в виде возмещения выпадающих доходов по льготным кредитам, выданным в 2013-1014 годах. При этом сумма дополнительных поступлений в бюджет до 2014 года составит около 21 млрд.рублей. До конца 2013 года планируется выдать около 250 000 льготных автокредитов.

Государство оплачивает большую часть процентной ставки при условии покупки автомобиля российского или иностранного производства, собранного в России, стоимостью до 750 000 рублей. Возмещение составляет 2/3 ставки рефинансирования Банка России, на данный момент – это 5,5%. В программе участвуют более 80 банков, среди которых Сбербанк, ВТБ 24, Россельхозбанк, Росбанк, Райффайзенбанк», ЮниКредит Банк, Газпромбанк.

В Министерстве промышленности и торговли подготовили список автомобилей из пятидесяти моделей, которые можно кредитовать на льготных условиях. Первоначальный взнос – от 15% стоимости авто, срок кредита – до 36 месяцев. Кредит выдается в рублях РФ.

По статистическим данным 23,2% продаж по программе льготного кредитования приходится на автомобили Lada, а среди иномарок лидируют Chevrolet (11,4%) и Renault (11,2%). Наибольшее количество автокредитов с государственной поддержкой уже выдали ВТБ24 – 17%, Сбербанк – 15%, ЮниКредит Банк -14%, Русфинанс Банк – 13%, Сетелем Банк – 10%. На пятерку лидеров приходится 70% всех выданных льготных кредитов.

Роль банков-лидеров в развитии рынка

Десятка лидеров рынка автокредитования по итогам третьего квартала 2013 года выглядит таким образом: ВТБ 24, Сбербанк, Русфинанс банк, Росбанк, ЮниКредит Банк, Кредит Европа Банк, Тойота банк, Райффайзенбанк, банк Уралсиб.

Более 50% рынка контролирует пятерка лидеров розничного кредитования, но запуск программы государственного субсидирования позволил вернуться на рынок и мелким игрокам, что создает конкурентные условия, несмотря на снижение общих объемов продаж авто, коснувшееся не только России, но и Европы.

Средняя процентная ставка по кредитам составляет 14,6% годовых и значительных изменений не ожидается. На решение приобрести авто в кредит влияет не только процентная ставка, но и стоимость автомобиля.

По оценкам экспертов в первом полугодии 2013 года средняя стоимость выросла на 3%. Главный интерес вызывают недорогие автомобили, в том числе и авто с пробегом. Их доля в 2013 году повысилась с 10% до 12%. Это связано с увеличением числа банков, предлагающих подобные программы. Процентные ставки на приобретение в кредит подержанных автомобилей в среднем составляют 16% годовых.

Десятка крупнейших банков выдает кредиты на новые авто по ставке до 16% годовых на срок 5-7 лет и с минимальным первоначальным взносом до 20% стоимости автотранспортного средства. Иногда можно найти программу без первоначального взноса. Однако самые лучшие ставки действуют при внесении большей части стоимости автомобиля.

Несмотря на то, что процентная ставка в начале 2014 года расти не будет, возможно повышение стоимости автомобилей, особенно это касается авто иностранного производства из-за понижения курса рубля по отношению к доллару и евро.

В 2014 году банкиры ожидают рост продаж авто на 3,9% до 2,9 млн. штук и соответственно роста автокредитования до 1,2 млн. штук с учетом подержанных автомобилей. Снижение темпов автокредитования ожидается после окончания программы субсидирования.

В условиях достаточно жесткой конкуренции банки стараются расширить списки своих партнеров-автодилеров и автопроизводителей, которые в свою очередь развивают новые модели ведения бизнеса и увеличения спроса.

В последнее время растет количество кэптивных банков, создающихся автопроизводителями с целью предоставления кредитов на собственные автомобили. В России уже успешно работают БМВ Банк, Тойота Банк, Фольксваген Банк, Мерседес Банк Рус. Процентные ставки в таких финансовых учреждениях составляют 5%-10% годовых.

Резюме

Благодаря государственной программе субсидирования автокредитования, в первой половине 2014 года спад объемов выданных кредитов не прогнозируется. Программа оказывает позитивное влияние на автокредитование и на автомобильный рынок в целом. После старта программы Сбербанк отмечает рост объемов кредитов до 16%, а ВТБ 24 до 5%. В среднем по рынку рост выдачи кредитов составил 10%.

Первые результаты также показали, что пользуются спросом не только бюджетные авто, но и автомобили класса «С», которые составляют 30% от общего объема реализации. Чистый прирост продаж автомобилей оценивается в 120 000 единиц.

Надежда Гашинская, специально для Банки Москвы

12 декабря 2013



Похожие статьи :