Рынок автокредитов в 2015 году – прогнозы и тенденции


Доля автокредитов от общего числа проданных машин в 2014 году в России достигла минимального уровня за последние четыре года. Сейчас за счет заемных банковских средств официально продается около 38% новых и подержанных автомобилей. Для сравнения: в 2012 году этот показатель был равен 45%, в 2013 – 50%.

С другой стороны, просрочка по автомобильным заемным продуктам в последнее время растет не по дням, а по часам. С начала года ее уровень подскочил более чем на 35%. А к концу года сумма проблемной задолженности может и вовсе составить около 60 млрд. рублей.

В этой статье мы расскажем о невеселых перспективах российского автокредитования на ближайший 2015 год.

Причины падения рынка

С января по октябрь 2014 года банки выдали около 675 тыс. заемных средств, что на 15% меньше, чем за тот же период прошлого года.  Курс доллара сыграл в этом не последнюю роль.

Почему же россияне так резко «охладели»? Неужели в 2014 году многие из них смогли, наконец, позволить себе приобрести «железного коня» на собственные деньги?

К сожалению, причина отказа от «автозаймов» заключается вовсе не в росте реальных доходов населения…

Окончание программы государственного субсидирования

Напоминаем, что в 2013 году в России еще действовала программа Минпромторга по стимулированию продаж транспортных средств в кредит. Такое субсидирование давало заемщику право на существенную скидку с процентной ставки.

В прошлом году «аттракцион щедрости» от правительства свернули. В результате займ «без скидки» оказался чересчур дорогим для большинства россиян.

Падение реальных доходов населения

В течение последних месяцев на рынке отмечается перераспределение спроса покупателей в сторону подержанных автомобилей. Кроме того, именно в прошлом году серьезно упала покупательная способность населения. И многие семьи приняли решение отложить покупку транспортного средства на неопределенный срок.

Сложности с получением

Банки до предела ужесточили требования к заемщикам («чистоте» истории, уровню доходов, месту работы), повысили процентные ставки (на 2-3%) и увеличили размер необходимого первоначального взноса (на 10%).

Сокращение объема продаж

Показатели продаж упали и у самих автодилеров. Список официальных дилеров, останавливающих в России продажи транспортных средств, постоянно расширяется.

О прекращении продаж уже объявили «Независимость», «Авилон», «Транстехсервис», «Major Auto» и «Балавтотрейд». компании решили «затаиться» до момента нормализации курса национальной валюты.

Как только рубль несколько укрепился, самые «смелые» компании продажи тут же возобновили. Так, например, ТТС был снова «в строю» уже в 20-х числах декабря. Правда, цены на проданные, но не оплаченные машины были повышены сразу на несколько процентов.

Повышение ключевой процентной ставки

Спустя всего пару дней после повышения Центробанком ключевой ставки сразу несколько российских банков заморозили выдачу кредитов на приобретение автомобиля. В число «отказников» попали даже такие «гиганты» как Кредит Европа Банк и Сбербанк России. Правда, в последнем случае заемные средства можно оформить через «дочку» крупнейшего банка страны – банк Cetelem.

Одновременно многие другие банки заявили, что в ближайшее время будут вынуждены поднять процент по данному направлению кредитования. С подобным заявлением уже выступил, например, Райффайзенбанк, в котором минимальный процент совсем недавно составлял 17% годовых.

Ну, и не стоит забывать о фундаментальных причинах сокращения (например, о подорожании КАСКО).

Совокупность всех этих факторов и привела в результате к обвалу данного направления отечественного рынка .

Что нас ждет в следующем году?

Если экономическая ситуация в стране кардинально не изменится в лучшую сторону (что, к сожалению, маловероятно), то в следующем 2015 году доля кредитных автомобилей опустится до отметки 30%-35%.

При этом займ в этом году однозначно станет дороже – в среднем, на 6%-7%. Если летом уходящего года стандартные условия обходились заемщику в 13%-15% годовых, то в 15-м диапазон процентных ставок может вырасти до 22%-23%.

Кроме того, наверняка до предела ужесточатся требования к самим заемщикам – уровню их доходов, качеству кредитной истории, размеру первоначального взноса.

Существует и еще одна серьезная причина «сворачивания» автокредитования в наступившем году – резкое подорожание самих транспортных средств.

Не секрет, что большая часть продаваемых в России машин производится за рубежом, а значит, является импортом. Получается, что товары из Европы и США, Японии, Китая и Кореи, номинированные в евро и долларах США, в нацвалюте подорожают автоматически.

Как сильно вырастет стоимость ТС, сказать сложно. Стоит учитывать не только девальвацию рубля, но и стратегию конкретного производителя. Если концерн захочет расширить или удержать свою долю на рынке – цены он повысит минимально.

Вполне вероятно, что в 2015 году автомобильный рынок будет серьезно перераспределен именно за счет разницы в ценах на авто. В целом же ожидается снижение продаж на 7%-25%.

Что делать?

Многие участники рынка уверены в том, что без льгот и госпрограмм субсидирования сегмент автокредитования начнет свое восстановление не раньше 2016 года.

Минэкономразвития, Минфину и Минпромторгу уже поручено проработать вопрос о целесообразности возобновления льготных программ до 5 февраля этого года. Рассматривается даже разрешение на использование материнского капитала для покупки транспортного средства.

Ассоциация «Российские автодилеры» предлагает учесть ошибки и недочеты прошлой госпрограммы и несколько изменить параметры льгот. Например, увеличить предельную стоимость заемного авто до 1 млн. рублей, а размер субсидии сократить с 2/3 до 1/3 ставки рефинансирования.

Кроме того, ассоциация настаивает на ужесточении требований к заемщикам и четком определении «правил игры» для коммерческих банков.

Если правительство решится на такие меры, то уже в следующем году данный сегмент рынка может выйти на показатели 2013-го года, а доля кредитных автомобилей вернется к «золотым» 40%-45%.

Дальнейший рост сегмента будет зависеть от стоимости заемных средств, адекватности ценовой политики банков и уверенности потребителей в завтрашнем дне. Кстати, наиболее комфортной считается ставка в 13%-14% годовых.

По оценке «Ассоциации российских банков» самая выгодная процентная ставка по атакому займу сроком на три года еще совсем недавно составляла 8,5% годовых (в Альфа-Банке). Сейчас же минимальный процент, указанный на сайте – 23,49% годовых.

Валентина Малиновская, специально для Банки Москвы

06 февраля 2015



Похожие статьи :